Это было обычное пятничное утро 21 октября 1994 года. На 1,2-километровом мосту Сонсу через реку Хан в Сеуле, как обычно, под мелким дождем, двигались автомобили.
Около 7:38 утра 48-метровая секция моста внезапно треснула и упала в реку, увлекая за собой несколько автомобилей. Пассажирский автобус с визгом остановился, но не смог избежать своей участи — он тоже упал в воду. Не избежали этой участи и несколько других машин.
«Через несколько минут после того, как я, как обычно, въехал на мост Сонсу, чтобы отправиться в свой офис на юге Сеула, мост внезапно обрушился, в результате чего автомобили упали в воду», — цитирует очевидца Ю Хэ Пиль газета The Korea Herald в статье «Мост рухнул, убив 32 человека», опубликованной в качестве главной статьи номера от 22 октября 1994 года.
Большинство погибших были пассажирами злополучного автобуса № 16, который на мгновение завис на краю, прежде чем упасть на оторвавшуюся плиту моста, плывущую по реке.
Из 32 пассажиров автобуса погибли 29 человек, в том числе 8 учеников старшей школы для девочек Мухак и 1 ученик средней школы Мухак.
Темная сторона «чудесного» роста
В начале 90-х годов казалось, что для этой трудолюбивой страны возможно все. Экономический рост и урбанизация продолжались поразительными темпами, массовые протесты привели к демократическим конституционным реформам и прямым президентским выборам, а местные бренды все прочнее закреплялись на зарубежных рынках.
Однако за столь стремительным прогрессом скрывались нежелательные — и смертельно опасные — последствия.
В 1992 году, за два года до сдачи моста Сонсу, произошло обрушение другого строящегося моста, что должно было послужить предупреждением об опасности халатного отношения к строительству.
Трагедия с мостом Сонсу стала, пожалуй, самой шокирующей на тот момент, но ее затмила другая трагедия, произошедшая в следующем году: обрушение универмага Sampoong в Сеуле, в результате которого погибло более 500 человек.
Эта череда массовых несчастных случаев со смертельным исходом принесла правлению Ким Ён Сама нелестное прозвище «эпоха бедствий», свидетельствующее о последствиях срезания углов и жертвования вопросами безопасности в погоне за быстрым успехом.
«За последние 30 лет экономического роста мы (Корея) достигли больших успехов. Но при этом мы не можем отрицать, что количество преобладало над качеством, а демонстрация (миру) — над практичностью», — сказал тогдашний президент Ким в своем публичном заявлении после обрушения моста Сонсу.
«Этот инцидент произошел потому, что мы не смогли добиться внутренней стабильности… Правительство берет на себя серьезную ответственность, считая, что этот инцидент произошел не естественным путем, а был создан для того, чтобы произойти», — продолжил он.
Строительство моста Сонсу было завершено в октябре 1979 года, почти ровно за 15 лет до трагедии. В «белой книге», подготовленной по заказу правоохранительных органов, делается вывод, что обрушение произошло в результате ошибок при строительстве, допущенных ныне не существующей компанией Donga Construction, и недостаточного технического обслуживания со стороны городских властей Сеула. Было установлено, что городские власти не проводили базовых проверок и регулярного ремонта моста.
Несмотря на то, что мост был рассчитан на нагрузку в 80 тыс. автомобилей в день, к октябрю 1994 г. по нему ежедневно проезжало более 160 тыс. машин, что было связано с увеличением интенсивности движения в этом районе в связи с завершением в предыдущем году строительства участка скоростной автомагистрали Сонсу — Сане.
Максимальная масса каждого транспортного средства, разрешенная для проезда по мосту, согласно его первоначальному проекту, составляла 18 тонн, что соответствовало массе обычного грузового автомобиля того времени. Однако северная часть моста находилась рядом с цементным заводом, откуда ежедневно выезжали транзитные миксеры массой до 25 тонн и проезжали по мосту без регулирования.
После трагедии следователи провели моделирование с использованием той же дефектной сварки, что и на мосту, и выяснили, что конструкция могла бы разрушиться через 12 лет, если бы количество и масса транспортных средств на мосту не превышали расчетных значений. Затем было проведено второе моделирование, основанное на реальном весе автомобилей, которые он должен был выдерживать в реальных условиях, и был сделан вывод, что мост должен был разрушиться через 8,5 лет.
Одним словом, это было чудо, что мост вообще продержался полтора десятилетия, учитывая дефекты и спешку при строительстве, допущенные самым недорогим участником тендера, и полное отсутствие усилий со стороны городских властей по регулированию движения и поддержанию моста в надлежащем состоянии.
За несколько часов до обрушения некоторые водители, проезжавшие по мосту Сонсу, заметили на конструкции неплотно прилегающую металлическую пластину размером 1,3 м на 2 м, которая должна была закрыть щель в настиле. Один из водителей даже сообщил в городскую администрацию, что за полтора часа до обрушения, около 6 часов утра, когда его автомобиль проезжал по мосту, он почувствовал нехарактерный удар. Никаких экстренных мер в связи с этими сообщениями принято не было.
Обрушение вызвало перестановки в руководстве Сеула. Мэр Сеула Ли Вон Чжон был отправлен в отставку, а его преемник У Мён Гю подал в отставку всего через 11 дней работы, после того как выяснилось, что именно он дал добро на строительство моста. В то время мэр Сеула еще назначался центральным правительством, а не избирался напрямую, как сегодня.
Строительная компания и чиновники, отвечавшие за контроль над строительством моста, были привлечены к ответственности и наказаны. Однако, несмотря на то, что многие подозревали, что строительная компания была замешана в масштабной коррупции и взяточничестве, а также в некачественном выполнении работ, в ходе судебного разбирательства после инцидента обвинения предъявлены не были.
Это резко контрастирует с затонувшим два десятилетия спустя паромом «Севоль» в 2014 г., в результате которого погибли или пропали без вести 304 человека, после чего было проведено всестороннее государственное расследование, выявившее коррупцию, связанную с некачественной проверкой безопасности.
Проверки безопасности по всей стране
Обрушение моста Сонсу потрясло всю страну и вызвало скептическое отношение к сооружениям, построенным в условиях столь же слабых норм безопасности и проверок. Правительство провело общенациональную проверку безопасности всех зданий и мостов через реку Хан, и оказалось, что только 2% сооружений безопасны, а железнодорожный мост Дансан, по которому проходит линия № 2 Сеульского метрополитена, в западной части Сеула имеет серьезные конструктивные проблемы.
Правительство приняло решение о сносе и реконструкции моста Дансан, но только в декабре 1995 г., через целый год после проверки и трагического обрушения универмага Sampoong. Мост фактически рухнул сам в процессе сноса.
Остальные мосты через реку Хан — мост Кванджин, мост Ханнам, мост Мапо и мост Янхва — были отремонтированы.
Самым значительным изменением стала система технического обслуживания инфраструктуры страны. В 1995 г. в Южной Корее был принят специальный закон о контроле безопасности инфраструктуры, согласно которому все сооружения, возраст которых превышает 10 лет, должны регулярно проверяться негосударственными экспертами. Для контроля за этим процессом было создано Корейское управление по безопасности земли и инфраструктуры.
Согласно закону, сооружения должны быть разделены на три класса в зависимости от их размера, при этом мосты через реку Хан относятся к «первому классу общественных сооружений», которые подлежат процедуре «диагностики безопасности» на высшем уровне раз в четыре-шесть лет — в зависимости от того, какую оценку они получают. Количество мостов, проходящих через огромную реку, увеличилось с 19 в 1994 году до 31 в настоящее время.
Несмотря на проведенный капитальный ремонт, последние инциденты свидетельствуют о том, что в мерах безопасности все еще имеются пробелы, которые необходимо устранить для предотвращения катастроф.
Обрушение в апреле 2023 г. моста Чонджа, являющегося общественным сооружением второго класса, в результате которого один человек погиб и еще один получил ранения, вызвало призывы к ужесточению мер безопасности и для более мелких сооружений. Спустя почти три десятилетия после трагедии на мосту Сонсу, этот небольшой мост через ручей Тан в городе Соннам провинции Кёнги также обрушился из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания и проверок безопасности.
Общественные сооружения второго класса не подлежат диагностике безопасности, а только регулярным проверкам, при которых проверяется в основном внешняя сторона без тщательного обследования. В ходе государственного расследования выяснилось, что 30-летний мост не был должным образом отремонтирован.
В связи с этой аварией в начале месяца правительство приняло решение о том, что общественные сооружения всех классов будут подвергаться диагностике безопасности по истечении 30 лет с момента их постройки.
Источник: koreaherald
Смотрите также:
- [История Кореи] Убийства в Хвасоне: как cамое печально известное дело в Корее было раскрыто спустя 33 года
- [История Кореи] 1989: Год, когда корейцам разрешили выезжать за границу
- [История Кореи] Секретная агент КНДР, стоявшая за взрывом самолета в 1987 году, теперь живет обычной жизнью на Юге