До сих пор на зарубежной арт-сцене современное корейское искусство считалось чем-то «между». Период между традиционным искусством до династии Чосон и современным искусством после 1990-х годов оставался «пробелом».
Этот пробел призвана закрыть выставка «Пространство между: современность в корейском искусстве» (The Space Between: The Modern in Korean Art), которая пройдет с 11 сентября по 19 февраля в Лос-Анджелесе. Она посвящена искусству нового и новейшего периода в Корее, которое ранее было скрыто под завесой.
Современное корейское искусство, представленное на выставке, охватывает период с 1897 по 1965 год, включая Корейскую империю (1897–1910) и колониальный период (1910–1945), Корейскую войну (1950–1953) и позволяет заглянуть в начало современности.
На выставке представлено около 130 работ из музеев и частных коллекций, включающих картины маслом, тушь, фотографии и скульптуры.
Первая половина XX века — период, который часто называют «современностью». Этот период был «травмой» в корейской истории.
В XIX веке, когда мировые державы активно развивали империализм, Чосон, долгое время настаивавший на политике изоляции, не смог больше справляться с внешним давлением и провозгласил создание Корейской империи, мечтавшей о независимости.
За этим периодом последовали долгие годы аннексии Японией. Корея была освобождена после 35 лет колониализма, но социальный хаос и конфликты усилились, и Корея, пережившая раскол и войну, стала самой бедной страной в мире.
Корейцам все еще очень тяжело вспоминать об этих временах. Но даже в этот тяжелейший период художники продолжали творить и умудрялись сохранять свои великие произведения.
Период, охваченный выставкой, интересен и тем, что в культуру того времени, которая ранее была очень закрытой, хлынули идеи и культуры со всего мира. Это помогло современным художникам показать потрясения и опасения тех времен, используя новые инструменты.
Чтобы показать каким путем шло современное корейское искусство, выставку разделили на пять секций. Секция «Современная встреча» (The Modern Encounter) охватила последние дни династического правления и переход к Корейской империи.
Тогда в Корею были приглашены фотографы из Японии, чтобы запечатлеть меняющуюся в стране ситуацию. Но корейские художники не сразу приняли фотографию как форму творчества, так как традиционно они рисовали тушью. Но в результате начали появляться работы, совмещавшие в себе эти две техники.
Секция «Современный ответ» (The Modern Response) отражает наступление японского колониализма. Тогда художники активно изучали японские техники, находившиеся под влиянием запада, и привносили их в свои работы. Например, художник Ли Ин Сон, известный как «Корейский Гоген», получил образование в японской школе. Его работы перекликаются с французскими импрессионистами и удивляют смелыми оттенками.
Секция «Современный импульс» (The Modern Momentum) показывает стремление к связи восточной и западной культур. Здесь берет начало современный стиль, сочетающий традиционные природные пейзажи и новые западные стили.
Секция «Великолепие Синёсон (Новая женщина)» (The Pageantry of Sinyeoseong (New Woman)) посвящена особому примечательному моменту. Синёсон — образ новой, современной женщины в 1920-х годах, который положил начало феминистскому движению в Корее.
Тогда «Новые женщины» были интересны мужчинам правящего класса. А именно они были заинтересованы в том, чтобы женщины тоже начали получать образование и строить новое общество. Но все не ограничилось только этим. Женщины стали отходить от традиционных устоев, меняли свой внешний облик, создавали новую моду.
Один из самых ярких примеров «Новой женщины» стала фотография Шин Нак Гюна 1930 года, на которой знаменитая артистка Чхве Сын Хи делает реверанс в бальном платье.
Последняя секция выставки «Эволюция в современность» (Evolving into the Contemporary) рассказывает об искусстве после разделения Кореи на Северную и Южную и последующей Корейской войны.
Когда корейское правительство начало спонсировать художественные выставки, некоторые художники восприняли это как попытку увековечить колониальное искусство. Ассоциация молодых художников была против этого. В знак протеста они выставили свои картины у стен дворца Токсу перед посольством Великобритании, чтобы показать, что они против консерватизма и уверенно смотрят в будущее.
Такое же стремление к будущему стало мотивацией для создателей выставки. Сейчас, когда корейская музыка и кино покоряет мир, невозможно мириться с тем, чтобы такой пласт культуры оставался неизвестным и незамеченным.
Только восполнив этот пробел, узнав, что стояло за произведениями современных корейских художников, и какой была их жизнь, можно по-новому открыть для себя корейскую культуру и понять, почему она так привлекательна.
Смотрите также:
- Как жили женщины острова Чеджу 100 лет назад
- Как менялась уличная мода Кореи с 1945-х до 1990-х годов
- Старая Корея: фото фастфудов прошлого
Источники: ocula, WKorea, LACMA