Наличие стандартов красоты характерно не только для Кореи. В разных странах и культурах существуют свои собственные критерии для определения того, что является и не является «желаемым».
Но корейские стандарты красоты граничат с абсурдом. Для женщин стройная фигура, безупречно бледная кожа, выразительная линия подбородка и большие глаза с двойным веком являются примерами якобы привлекательных — и одновременно недостижимых — черт.
Для мужчин значительное внимание уделяется типам тела, особенно андрогинному или точеному телосложению.
Камилла, которая недавно переехала в Корею из Австралии, рассказала о своих трудностях, связанных с переездом в страну, более ориентированную на имидж. «Я считаю себя здоровой. Здесь мне говорят, что я толстая и что я буду выглядеть намного лучше, если похудею — просто потому, что я не похожа на какую-нибудь звезду К-поп, которая весит меньше 50 килограммов», — сказала она в интервью The Korea Times.
В отличие от западных стран, в Южной Корее практически не существует бодипозитива, как и признания разнообразия. Отсутствие бодипозитива, наряду с нереалистичными ожиданиями, провоцирует токсичность самовосприятия. «Честно говоря, у меня сейчас очень плохие отношения с моим телом», — добавила Камилла. «Раньше такого не было».
Уроженка Южной Африки Трина, которая живет в Корее уже три года, дала краткое описание предрассудков, связанных со стандартами тела. «В Корее привлекательной считается белая кожа», — сказала она. «Я не белая, следовательно, я непривлекательна». Жесткость этого шаблона приводит к ограниченному взгляду на то, что является «красивым», а вариации типов тела, роста, веса и цвета кожи получают безвозвратное клеймо «уродливых».
Шарлотта, которая в настоящее время находится здесь на стажировке в американской инженерной компании, грубо столкнулась с местной офисной культурой. «Я перекусывала на рабочем месте, и мне сказали остановиться, потому что я ем слишком много», — сказала она. «Тот же человек затем указал на другую коллегу, которая никогда не перекусывала и имела такое красивое тело».
Комментирование пищевых привычек и внешнего вида другого человека нормализовалось до такой степени, что это больше не рассматривается как форма бодишейминга.
«Здесь это так принято. Люди, которых я считала бы друзьями, говорили мне, что у меня слишком большие зубы, что я слишком худая и мне нужно ходить в спортзал. Это печально, потому что мои друзья действительно думают, что делают мне одолжение, говоря это», — сказал учитель средней школы Эйден, добавив, что он обеспокоен тем, «как это искаженное представление о привлекательности повлияет на младших детей».
Для некоторых привлекательность приравнивается к успеху, будь то получение лучшей работы или более выгодного брака. То, насколько человек соответствует образцу красоты, имеет такое же значение, как и квалификация, если не больше в некоторых случаях. Грета Нишан, 23 года, вспоминает свои выводы из разговоров с корейскими друзьями. «Это похоже на чек-лист — я должна быть стройнее. После этого я должна получить более гладкую кожу, а после этого у меня должны быть более густые волосы», — говорит она. «Если люди ставят больше галочек, то они сразу становятся более привлекательными и получают более богатого бойфренда или хорошую работу». Эта пагубная перспектива, называемая «лукизм», процветает в Южной Корее.
Существование лукизма стимулирует маркетинг косметических продуктов с обещанием быстрых и легких решений, которые помогут потребителю реализовать то, чего ему якобы не хватает. Люк Хейман рассказал The Korea Times: «Мне давали таблетки для похудения. Мне сказали, что мне нужно сбросить вес и набрать мышечную массу». Когда его спросили, как это повлияло на него, он ответил: «Моя самооценка резко упала. Я связал большую часть своей самооценки с тем, как я выгляжу». Независимо от того, организовано ли это тонко с помощью маркетинга или навязчиво с помощью откровенных комментариев, это гарантирует, что ошибочные представления о красоте и здоровье вновь утверждаются в подсознании человека.
Право комментировать пищевые привычки и внешний вид другого человека является побочным продуктом монолитного корейского типа тела, когда многие придерживаются нарратива «вот каким ты должен быть». Неудивительно, что негативная самооценка является неизбежным результатом института, который демонстрирует «идеал», одновременно напоминая зрителю о его предполагаемых недостатках. В более серьезных случаях это является благоприятной почвой для развития расстройств пищевого поведения.
Женщина, которая попросила называть ее только по инициалам E.E., рассказала об ухудшении своего самочувствия. «На меня обрушилось столько фотографий миниатюрных корейских девушек, что я стала критически относиться к собственному телу. Я весила 54 килограмма, но считала себя толстой. Я начала чрезмерно тренироваться и пропускать приемы пищи. Когда результатов не было, я начала заставлять себя тошнить».
Один человек, пожелавший назвать свою фамилию Уилкокс, сказал: «У меня развилась булимия. Я видела изображения женщин с плоским животом и хотела такого же». Конечно, никто не упоминает, что женщины биологически не приспособлены иметь плоский живот из-за наших репродуктивных органов».
Мэтью Кенуорти, 28 лет, откровенно рассказал о своем ухудшившемся образе тела и отношениях с едой. «Я просто начал чувствовать себя виноватым всякий раз, когда ел, что было для меня впервые. Это началось с того, что я стал пропускать приемы пищи, пить больше кофе и курить больше сигарет. И я оправдывал это, потому что так поступают все — это нормально», — сказал он. «Потом однажды вечером я пошел с друзьями на барбекю, съел так много и чувствовал себя таким виноватым, что пришел домой и меня вырвало. Это был разовый случай, который перерос в раз в несколько недель, и прежде чем я понял это, я стал делать это практически каждый день».
Кенуорти — пример того, насколько опасными могут быть эти вирулентные стандарты тела для благополучия человека. Именно по этой причине он не стал продлевать свой рабочий контракт и в ближайший месяц покинет Корею. «Мне нужно быть там, где я здоров, и это не Корея», — сказал он.
Хейман добавил: «Я начал плохо обращаться со своим телом. Я использовала слабительные и средства для подавления аппетита. Все началось с подсчета калорий — куда бы я ни пошел, везде были напоминания о том, что я должен быть худым — я ходил гулять к реке, а на тропинке было нарисовано количество калорий, которые я могу сжечь».
Пропаганда этого токсичного менталитета не ограничивается средствами массовой информации, но также отражается в местных схемах управления. «Я поехала в Дамьянг и увидела, как мне показалось, деревянную скульптуру», — вспоминает Рейчел Тиссен. «Мой друг сказал мне, что на самом деле она показывает идеальный уровень худобы для возраста человека — что если ты худой, то должен быть способен протиснуться сквозь щель».
По всей Корее существует множество подобных деревянных рамочных аппаратов, декларирующих очевидное соотношение веса и роста, без учета особенностей телосложения. В некоторых случаях эти деревянные перекладины сопровождаются табличками типа «Как поживает ваш живот?».
Хотя намерение состоит в том, чтобы мотивировать людей к более здоровому образу жизни, исполнение оставляет желать лучшего, еще раз подчеркивая, что определенная фигура является желательной. Решение проблем, связанных с образом тела, становится еще более сложным, когда правительство усиливает их.
Этот однородный образец красоты несовместим с новой развивающейся Кореей, в которой усиливается глобальное влияние, а общество становится более мультикультурным. Открытые разговоры о том, какой вред могут нанести эти коварные стандарты, — один из примеров, который поможет создать постепенное изменение перспективы. Улучшение разнообразия СМИ и расширение возможностей тела — другие способы помочь показать корейские стандарты красоты такими, какие они есть на самом деле: нездоровыми и недостижимыми.
Смотрите также:
- Тест: как хорошо вы знаете корейский этикет?
- Корейская индустрия развлечений претерпевает радикальные изменения, вызванные скандалами о «травле»
- Жестокие условия труда в корейской индустрии развлечений, которые заставили иностранного актера оставить карьеру