Уличная мода Кореи из года в год отражала изменения в стране и обществе. Узнайте, как самые разные события влияли на стиль корейцев.
Мода уже давно стала не просто ярким средством самовыражения. Ее роль как критического зеркала общественных изменений, пожалуй, наиболее наглядно прослеживается в бурной современной истории Кореи, которая охватывает 1910-45 годы японского колониального господства и национального освобождения, Корейскую войну 1950-53 годов, многочисленные авторитарные режимы и быстрое экономическое развитие.
Выставка «Мода и Сеул» в музее «Seoul Urban Life Museum» в районе Новон на севере Сеула знакомит с модными тенденциями сеульцев с 1945 по 2020 год, вплетая в них историю войны, бедности, урбанизации и индустриализации.
Зарождение послевоенной моды Сеула
После освобождения Кореи от Японии в 1945 году повседневная одежда жителей Сеула балансировала где-то между традиционной одеждой ханбок и одеждой западного стиля. Но бедность после Корейской войны привела к фундаментальным изменениям в моде.
С одной стороны, ханбок становился все более труднодоступным для простых сеульцев из-за нехватки хороших тканей. В качестве доступной альтернативы стали использоваться военная форма. Иногда армейские одеяла превращались в зимнюю одежду для детей.
Но, с другой стороны, обеспеченные члены общества появлялись на улицах в нарядах из высококачественных тканей, привезенных контрабандой из-за рубежа. В то время как так называемые «господа из Макао» носили сшитые на заказ костюмы, изготовленные из дорогого текстиля из Макао, женщины заполняли свои шкафы нарядами, вдохновленными фильмами, такими как бархатные юбки ханбок, показанные в провокационном фильме «Мадам Свобода» (1956), и расклешенная юбка Одри Хепберн, показанная в фильме «Римские каникулы» (1953).
На этом фоне район Мёндон в центре Сеула стал меккой для бутиков и домов моды, предлагающих одежду в западном стиле, что дало начало культовым корейским модельерам первого поколения, включая Нору Но и Чхве Кён-джа.
Основатель бутика Kookje, Чхве также основал Академию модного дизайна Kookje, которая выпустила таких знаменитых выпускников, как Андре Ким, Ли Сан Бонг и Троа Чо.
В 1960-х годах правительство предложило людям выбирать повседневную западную одежду, пропагандируя такой стиль через показы мод, на которых были представлены знаменитости в простой рабочей одежде.
Мода под руководством молодежной культуры на фоне быстрого экономического развития
Благодаря текстильной и швейной промышленности, в 1977 году объем экспорта Кореи впервые превысил беспрецедентную отметку в 10 миллиардов долларов, тогда как в 1961 году он составил всего 40 миллионов долларов.
Такой стремительный экономический рост в 1970-е годы, естественно, привел к повышению уровня жизни и способствовал развитию индустрии готовой одежды в стране.
Молодое поколение в возрасте 20-30 лет, родившееся после Корейской войны, росло по мере индустриализации и урбанизации и подвергалось все большему влиянию из-за рубежа, особенно из США. Они были открыты для зарубежных модных тенденций, вскоре сделав популярными длинные волосы у мужчин, джинсы, мини-юбки и клубы go-go.
Молодежная культура процветала в центральном районе Сеула Мугё-дон, где находился культовый музыкальный салон C’est Si Bon, а также бары в Синчоне.
Однако, посчитав молодежную культуру «упаднической», администрация Пак Чун Хи начала закрывать клубы go-go и цензурировать поп-музыку, дойдя даже до введения ограничений на длину мужских волос и женских мини-юбок.
Изменения, внесенные в Закон о правонарушениях несовершеннолетних в 1973 году, предусматривали наказание для «мужчин, у которых волосы достаточно длинные, чтобы сделать их пол неразличимым», и тех, «кто чрезмерно обнажается на публике».
Хотя эти правительственные меры ненадолго остановили расцвет молодежной культуры 1970-х годов, в 1980-е годы новые модные тенденции распространились среди молодого поколения как лесной пожар.
Появление цветных телевизоров в 1981 году вызвало поток ярких, броских рекламных роликов одежды, что способствовало все большему увлечению общества модой. Этот технический прогресс в сочетании с отменой обязательной школьной формы в 1983 году и проведением в Сеуле летних Олимпийских игр в 1988 году открыли для молодежи новые возможности для самовыражения через различные стили одежды.
«Забавно, но социологи утверждают, что когда школьная форма была отменена, ученики стали меньше интересоваться протестами и больше сосредоточились на собственном стиле и индивидуализме. Возможно, это была одна из тактик правительства, чтобы отвлечь внимание общественности,» — комментирует куратор выставки.
Это породило бум для популярных зарубежных лицензионных и спортивных брендов — например, Levi’s, Nike и Adidas, — так что люди стали носить джинсовые куртки и кроссовки Nike.
В то же время мода на рабочую одежду для женщин получила толчок в связи с увеличением их присутствия на рабочем месте. Стиль макияжа предлагал яркие цвета с акцентом на тени для век и румяна.
Восход первого кпоп-поколения и поколения X
1990-е годы ознаменовались появлением поколения X, под которым подразумеваются люди, родившиеся между 1965 и 1980 годами, чья личность формировалась под влиянием индивидуального стиля.
Новаторское трио Seo Taiji and Boys, произведшее фурор в корейской индустрии популярной музыки, и другие группы первого поколения кпоп, популяризировали моду на хип-хоп.
Другие сочетания западной музыки и модного стиля, такие как гранж, были приняты молодежью под названием «мода сопротивления». Корейские модельеры получали международное признание, а Ли Чину стал первым дизайнером, показавшимся в Париже.
Другие направления моды, переросшие в тенденции, включали так называемый «апельсиновый клан» из района Апгучжон, характеризующийся беспорядочным потреблением элитных брендов. «Женщины одевались в шерстяные жакеты, мини-юбки и кожаные ботинки, а мужчины — в черные джинсы и остроносые туфли, использовали мусс или гель для волос», — говорится в статье 1992 года в корейской ежедневной газете Chosun Ilbo.
Поскольку «апельсиновый клан» состоял в основном из молодых, состоятельных людей, которые могли учиться за границей, некоторые предполагают, что термин «апельсин» был придуман из-за дороговизны импортных фруктов в те времена или из-за того, что апельсины олицетворяли Лос-Анджелес, куда отправлялись многие корейские студенты.
В районах Мёндон, Апгучжон, Чхондам, Донгдамун и в университетских районах Ewha Womans University и Hongik University появились различные торговые центры, роскошные универмаги и оптовые рынки, превратившие эти районы в центры моды для молодого поколения.
«Торговые улицы перед университетом Хонгик превращаются в модное место для нового поколения […] Поскольку молодежь сегодня заявляет, что «не хочет выглядеть как другие», одежда, продаваемая здесь, соответствует их вкусам», — говорится в статье в газете JoongAng Ilbo от 21 апреля 1995 года.
Выставка «Мода и Сеул» продлится до 27 марта в музее «Seoul Urban Life Museum».
Смотрите также:
- Корейская школьная форма в стиле ханбока
- 5 трансформаций парней-айдолов: от худышек до качков
- Как менялась уличная мода Кореи с 1945-х до 1990-х годов
- 10 особенностей жизни в Корее, о которых не врут дорамы
Источники: koreatimes.co.kr, koreajoongangdaily.joins.com