in

[История Кореи] Катастрофа под землей 2003 года в Тэгу

[История Кореи] Катастрофа под землей 2003 года в Тэгу

Пассажиры южнокорейского метрополитена могли столкнуться с отсутствием тканевой обивки сидений, что делало их более скользкими, чем обычно.

Внимательные пассажиры могли также заметить наличие дверных ручек с ручным управлением, противогазов и фонариков внутри поезда или на платформах.

Все это — часть мер безопасности, принятых в корейском метрополитене после тяжелого и болезненного урока: поджога поезда метро в южном городе Тэгу в 2003 году.

«В результате поджога в метро погибли 130 человек», — гласила первая статья газеты The Korea Herald от 19 февраля 2003 года, рассказывая о том, как пожар превратил оживленное подземное пространство города в кошмарное пекло, заковав многих в пламя и дым.

Даже ужасающе высокие первоначальные данные о количестве жертв оказались дико оптимистичными, так как окончательное число погибших составило 192 человека.

Три тела были повреждены настолько, что их невозможно было идентифицировать по ДНК, а еще три так и не были найдены родственниками. Этот инцидент и по сей день остается самым смертоносным преступлением в истории страны.

Трагедия в Тэгу стала тревожным сигналом, послужившим толчком к массовой реорганизации системы обеспечения безопасности в метрополитенах страны. Хотя причиной катастрофы стали действия одного человека, систематическое отсутствие надлежащих мер реагирования привело к тому, что число погибших оказалось столь высоким.

[История Кореи] Катастрофа под землей 2003 года в Тэгу
Внутри одного из поездов метро, уничтоженных в результате пожара в метро Тэгу (Yonhap)

Поджигатель в поезде

18 февраля 2003 года поезд № 1079 метрополитена Тэгу прибыл на станцию Сонхён около 9:30 утра. Среди пассажиров, вошедших в поезд, был 56-летний Ким Дэ Хан.

Он имел при себе два литра бензина в бутылке из-под шампуня и зажигалку. В 2001 году у Кима было диагностировано психическое расстройство 2-го уровня, вызванное инсультом, в результате которого он стал инвалидом и безработным. За 10 дней до этого он угрожал поджечь психиатрическую больницу.

Примерно через 20 минут, когда поезд прибыл на станцию Jungangno, Ким поджег бутылку и бросил ее на пол.

«Пассажиры вокруг пытались остановить его, но он поджег (поезд) и убежал», — цитирует статья 35-летнюю женщину по фамилии Сок.

Через три минуты поезд № 1080 вошел на станцию Jungangno с противоположной стороны и выехал на пути. «Продолжайте движение. На станции Jungangno пожар», — сообщили машинисту.

К этому моменту станция была заполнена густым дымом и обесточена.

Ни проводник, ни диспетчерская служба метрополитена не осознали всей серьезности ситуации. Не поняли этого и пассажиры поезда № 1080.

[История Кореи] Катастрофа под землей 2003 года в Тэгу

Проходили драгоценные минуты, пока машинист пытался связаться с диспетчерским пунктом и возобновить подачу электроэнергии на станцию с помощью аварийного генератора резервного питания, который не работал.

Получив, наконец, указание эвакуировать пассажиров, машинист покинул поезд. В соответствии с инструкцией он взял с собой мастер-ключ, что предопределило судьбу многих пассажиров, оставшихся в поезде.

Извлечение мастер-ключа отключает практически все функции метрополитена, включая открытие и закрытие дверей.

Пассажиры, оказавшиеся в ловушке, успели сделать отчаянные звонки своим близким, прежде чем их постигла трагедия. Один из них, о котором сообщали местные СМИ, звучал следующим образом.

«Следуй за другими пассажирами, чтобы благополучно выбраться», — сказала мать своей дочери, находившейся в поезде, на что дочь ответила: «Мама, но дверь не открывается».

[История Кореи] Катастрофа под землей 2003 года в Тэгу

К моменту, когда спасатели потушили пожар около половины первого часа дня, только в поезде № 1080 погибло более 100 пассажиров.

Ким, совершивший поджог, был обвинен по нескольким статьям в убийстве и поджоге и приговорен к пожизненному заключению. В следующем году, находясь в заключении, он перенес инсульт и умер.

Девять сотрудников компании Daegu Metropolitan Transit Corp. также столкнулись с последствиями своей некомпетентности.

Машинист поезда №1080 по фамилии Чхве, понес самое суровое наказание, поскольку более 70% погибших были из его поезда. Он допустил грубейшую ошибку, не эвакуировав своевременно пассажиров, велев им оставаться в поезде до дальнейших распоряжений, и не понял, что люди заперты в вагоне, когда покидал его с мастер-ключом. Он был проинструктирован на этот счет, но, тем не менее, был приговорен к пяти годам лишения свободы за непреднамеренное убийство.

Также были наказаны сотрудники диспетчерского пункта и машинист поезда № 1079. Несмотря на то, что он немедленно прибыл на место пожара, попытался его потушить и убедился, что его пассажиры покинули поезд, он не сообщил о пожаре в диспетчерский центр.

[История Кореи] Катастрофа под землей 2003 года в Тэгу
Выпуск газеты The Korea Herald от 19 февраля 2003 года (The Korea Herald)

Кардинальный пересмотр правил безопасности

Машинист поезда № 1080 позже рассказал местным СМИ, что не знал, что метро может так быстро загореться, так как его учили, что при его строительстве используются только негорючие материалы.

Вопреки его мнению, в то время в метрополитене обычно использовались легковоспламеняющиеся материалы. В результате быстрого распространения огня ядовитый газ охватил станцию, что сделало эвакуацию и спасательные работы чрезвычайно сложными.

В 2005 году городское правительство Тэгу опубликовало доклад о трагедии, в котором указало на горючие материалы как на причину быстрого распространения пожара. В большинстве вагонов метро, выпущенных до 2004 года, для экономии средств в сиденьях использовались легковоспламеняющиеся материалы, такие как пенополиуретан.

К 2009 году все вагоны метро, в которых использовались легковоспламеняющиеся материалы, были выведены из эксплуатации, и эта мера оказалась эффективной при другом поджоге, произошедшем в 2014 году на станции Догок в Сеуле. 71-летний мужчина вылил растворитель краски на пол в метро, чтобы вызвать пожар, который был ограничен небольшим пространством.

Кроме того, в Закон о безопасности на железнодорожном транспорте был внесен запрет на провоз «опасных веществ», способных вызвать пожар, — пункт, которого не существовало в 2003 году. Начиная с 2005 года, на общественных объектах, где находится 100 и более человек, в обязательном порядке устанавливаются автономные дыхательные аппараты для использования в экстренных случаях.

Среди других мер — установка транспортными властями Тэгу 13 000 пожарных извещателей на 91 станции метро, а также размещение Сеульским метрополитеном в среднем 220 противогазов на каждой станции.

Еще одной проблемой, выявленной в ходе трагедии в метро Тэгу, стало то, что большинство пассажиров не знали, как вручную открывать двери метро. Теперь рычаги ручного открывания дверей в метро после Тэгу стали больше и ярче, чем раньше, и сопровождаются крупными инструкциями.

С момента трагедии в метро, потрясшей всю страну, прошло 20 лет, но, по данным опросов, пострадавшие до сих пор ощущают на себе последствия этого происшествия. В прошлом году власти города Тэгу провели опрос 56 человек, пострадавших во время пожара в Тэгу.

Выяснилось, что 50 из них до сих пор страдают посттравматическим стрессовым расстройством, а также сопутствующими ему депрессией и бессонницей. Ущерб не ограничился только психическими расстройствами: 33 человека заявили, что в результате вдыхания дыма от пожара у них навсегда остались проблемы с дыханием.

[koreaherald]

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *