Портал The Korea Times начал публиковать серию статей о прошлом острова Чеджу глазами иностранцев с фотографиями, сделанными 100 лет назад. Одна из статей посвящена жизни женщин на Чеджу. Путешественники прошлого называли их амазонками, удивлялись их физической и политической силе. Почему так сложилось? Чем их жизнь отличалась от женщин на полуострове? Читайте ниже.
Говорят, что остров Чеджу обладает тремя особенностями: ветрами, скалами и женщинами. Хотя в этом утверждении есть большая доля правды, внимание путешественников прошлого привлекали не ветер и не скалы, а женщины.
Уильям Франклин Сэндс, американский советник правительства Чосон, посетивший остров в 1901 году, утверждал, что «на старых китайских или японских картах Чеджу был обозначен как остров женщин». Он увековечил это представление, назвав главу своей книги, посвященную Чеджу, «Амазонками».
Многие первые западные посетители Чеджу в рассказах об острове большее внимание уделяли описанию женщин, живущих на нем. Несколько удивительно, что исключением был Чарльз Шайе-Лонг, секретарь американской миссии в Сеуле, который путешествовал по острову в 1888 году. В его отчете очень мало упоминаний о женщинах. Однако, когда в 1899 году на остров прибыли два миссионера, они очень подробно описали женщин Чеджу.
«Женщин Чеджу можно назвать амазонками Кореи. Они не только выполняют всю работу, но и намного превосходят мужчин числом, и на улицах на одного мужчину приходится три женщины. Это связано с тем, что большинство мужчин ушли в плавание. Женщины здесь более крепкие и намного лучше выглядят, чем их сестры на материке».

Они также отметили, что женщины, похоже, «делают большую часть всей работы» на острове:
«Даже воловьи возы с зерном привозят на городской рынок женщины. Ношение воды также полностью осуществляется женщинами, которым часто приходится преодолевать большое расстояние. Для переноски воды они используют широкие низкие кувшины, установленные в корзине, которая завязывается на плечах и носится на спине. Я никогда не видел, чтобы это делалось где-либо еще в Корее, так как для женщины считается очень постыдным носить что-либо на спине. Мне сказали корейцы, которые были с нами, что если на материке мужчина заставит свою жену сделать это, его выгонят из деревни».
Женщины также отвечали за большую часть производства на острове шляп, лент для волос и шапок. Миссионеры пришли к выводу: «Поскольку почти все делается женщинами, мужчине не остается ничего другого, кроме как бездельничать, и нужно отдать им должное, что они делают это хорошо».
Сэндс представил еще более радикальное представление о роли, которую женщины играли на острове. По его словам:
«Мужчина в этом затерянном уголке мира был низшим существом; женщина была всем. Она была настоящей домохозяйкой. Ей принадлежало все имущество; дети носили ее фамилию, и у нее никогда не было постоянного мужа. Мужчинам разрешалось приезжать с материка раз в год, но не поощрялось оставаться надолго, а когда они уезжали обратно, то брали с собой всех мальчиков, достигших тринадцати лет».

Он также утверждал, что женщины доминировали на острове — даже в политике — и что на острове был «больше, чем матриархат; это было настоящее сообщество амазонок», в котором женщины будут защищать свое господство силой. Именно по этой причине, по словам Сэндса, «что правителю, присланному из Сеула, никогда не разрешалось брать с собой жену, чтобы сын, родившийся во дворце местных королей, который был его официальной резиденцией, не претендовал на трон островного королевства, на что он имел бы право. Коренные жители не хотели иметь корейского короля, а корейцы — короля Чеджу, поэтому обычай устраивал обоих».
Довольно забавно отметить, что Малкольм П. Андерсон, американский зоолог и исследователь, который провел на острове 40 дней через шесть или семь лет после визита Сэндса, почти ничего не сказал о островитянках, кроме: «они были смелее своих сестер на Корейском полуострове». Андерсон был человеком, действительно преданным своим исследованиям птиц и не утруждал себя описанием чего-либо еще.

Вальтер Штотцнер, немецкий исследователь и этнограф, посетивший остров в 1930 году подробно описывал женщин Чеджу. Его первые описания довольно мягкие, он отмечал, что «женщины Чеджу, как и все корейские женщины, привыкли к большему, чем просто к тяжелому труду. Они не только выполняют работу по дому, но и помогают возделывать землю и собирать скудный урожай». Однако вскоре его повествование приобретает несколько жутковатый тон:
«За исключением рынка, который открывается в городе Чеджу в определенные дни, на острове нет места с такой живописной и шумной жизнью, как эти несколько источников. Весь день их окружают женщины и девушки, которые приходят и уходят. Они ставят свои плетеные из бамбука корзины с глиняными кувшинами на каменистое дно реки возле источника, разговаривают с соседками, наполняют кувшины и возвращаются домой. На небольшом расстоянии ниже источника женщины сидят и стирают свою одежду и белье с раннего утра до позднего вечера, сушат его на камнях, где они отбеливаются до снежной белизны под лучами солнца. Когда корзины наполняются чистым белым бельем, прачка принимает ванну. После захода солнца начинается купальный час для молодых девушек, которые слишком скромны, чтобы купаться в источниках при ярком дневном свете. Их смех и забавы, которые они устраивают, плескаясь друг в друга водой, слышны далеко за полночь».
Штотцнер пришел к выводу, что, несмотря на «ранний физический труд и большую ответственность, которые являются их уделом в жизни с самого раннего возраста, девушки и женщины Чеджу кажутся здоровыми и счастливыми». А потом он добавил:
«Не следует удивляться тому, что возраст мужчин превышает возраст женщин, поскольку мужчины живут сравнительно комфортно и легко. Здесь, как и в самой Корее, я был поражен большим количеством стариков, которые целыми днями лениво ходят по улицам, свободные от забот». Жизнь в 19 веке во всем мире была нелегкой, и люди, как правило, не жили так долго, как сегодня. Конечно, были исключения, но жили ли корейские мужчины дольше корейских женщин столетие назад?

Смотрите также:
- Неизвестное современное корейское искусство
- 10 особенностей жизни в Корее, о которых не врут дорамы
- Почему Корею назвали Кореей?
Источник: koreatimes.co.kr